Сам режиссер признавал, что одним из решающих мгновений стало то, когда он решил строить свой фильм по методу «монтажа аттракционов». Термин «монтаж аттракционов» ввел в теорию и практику мирового кино Сергей Эйзенштейн. Сделаем небольшое отступление и поговорим об этом очень интересном методе работы чуть подробнее.
Историк и исследователь кино Наум Клейман пишет: «Само слово «монтаж» появилось в словаре Эйзенштейна за два года до его прихода в кино &%238212; в 1922 году, из журнала «Вещь», который издавал в Берлине Илья Эренбург.
Год спустя оно вошло в заглавие первого же его теоретического манифеста &%238212; «Монтаж аттракционов». Все годы потом кипели страсти вокруг второй половины этой двуединой формулы.
Сергей Михайлович удивлялся, почему приходилось вновь и вновь растолковывать, что он имел в виду не трюки и не цирковые аттракционы (коих, впрочем, было множество в его спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»), а любые «притягивающие» зрителя, какие возникают, например, если смотреть Дикий ангел онлайн, и «воздействующие» на него (то есть, пользуясь латынью, «аттрагирующие») элементы зрелища.
В его манифесте были перечислены всего несколько из множества разнородных элементов «театрального аппарата»: «говорок» актера Остужева (из Малого театра) и цвет трико примадонны (из Большого), удар в литавры (в любой пьеске) и монолог Ромео (у Шекспира), «сверчок на печи» (знаменитый «настроенческий» звуковой аттракцион в Художественном театре у Станиславского) и «залп под местами для зрителей» (шоковый финал его собственного «Мудреца» в Первом Рабочем театре Пролеткульта).
Аналитическое вычленение «элементов воздействия» было сродни не только опытам кубизма, но и экспериментам новейшей физики, в те годы приступавшей к расщеплению «неделимого» атома на элементарные частицы («электроны», позитроны, нейтроны» и т. д.), из которых «смонтирован» мир».
|