Дэвид Мишо представил зрителю бьющую наповал своей правдивостью картину постапокалиптического мира и существования людей в нем. «Ровер» служит человечеству еще одним беспощадным предупреждением: или мы сегодня что-то будем менять в себе и окружающих, или завтра гипотеза станет реальностью.
В громадный плюс фильму послужило решение режиссера отойти от традиционных канонов в изображении главного героя. Обычно в таких случаях на пыльной дороге из ниоткуда появляется этакий «странствующий рыцарь». Иногда один, иногда в компании, возможны варианты. И начинает раньше или позже (чаще раньше) наводить порядок. Когда в одиночку, а когда — с пробудившимися от «спячки» сторонниками. С Эриком, которого безукоризненно играет Гай Пирс, все иначе. Он готов следовать, пусть и без особой радости, законам, проистекающим из формулы: «Человек человеку волк», а на судьбы мира ему плевать с высокой колокольни. Точнее, Эрик был уверен в этом до определенного момента, но блестящий в своей символичности финал и некоторые события до него вселяют надежду, что таким, как прежде, Эрик остаться не смог. Трагедия героя Пирса не только в придавленном на дно души, но иногда рвущемся наружу чувстве справедливости, но и связанном с этим чувством пониманием того, что мир живет «не так», что очень многое в нем неправильно. И от этого Эрику еще тяжелее, во многих сценах при взгляде на него ощущаешь это чуть ли не физически, настолько удачно передает это Пирс
В то же время Мишо не делает его герою никаких поблажек, не пытается всеми правдами и неправдами найти в нем благородство. По большому счету, в ряде случаев Эрик действует теми же неблаговидными методами, что и все остальные. И так же, как и они, пытается отстраниться и защититься от безысходности притупляющим все чувства равнодушием. И актер снова блестяще передает это на экране.
Однако для меня настоящим откровением стала в «Ровере» игра Роберта Паттинсона. Оптимизм в отношении присутствия таланта в этом актере появился у меня уже после «Космополиса», а картина Мишо убедила в этом окончательно и безоговорочно. В «Ровере» Паттинсон сыграл роль, которая, по моему убеждению, может с полным правом претендовать на «Оскар», настолько убедителен и самобытен его Рэй. Паттинсон потрясающе сыграл не вполне здорового психически брата одного из членов бандитской шайки, показав, как в его душе могут уживаться трогательная детская незащищенность, простота, непосредственность и поразительно контрастирующая вышеперечисленному жестокость, когда в считанные секунды человек меняется буквально до неузнаваемости, иы словно видишь перед собой брата-близнеца, являющегося первому полной противоположностью. Хотя если поразмыслить и проанализировать обстоятельства, то придешь к выводу, что зачастую эта жестокость была лишь ответной реакцией, к которой героя просто вынуждали.
Психические отклонения не позволяют Рэю адекватно воспринимать реальность и вроде бы этим предрешают его незавидную судьбу, однако… Душа героя Паттинсона остается по детски наивной, простой, искренней и доверчивой. Соответственно он воспринимает мир и людей в нем.
Парадокс, но недуг, который должен был превратить его в изгоя, послужил во благо, став надежной защитой и оградив Рэя от тлетворных, разъедающих душу равнодушия и апатии, поразивших человечество словно вирусом.
А из этого следует второй, не менее удивительный, парадокс: то что должно было сделать Рэя слабым, напротив, сделало его только сильнее. И чистота у него оказалась настолько незамутненной, что назло всем обстоятельствам смогла что-то сдвинуть в закосневшем в равнодушии Эрика. Отношение последнего к Рэю начинает медленно, трудно, но меняться. Отношения и характеры главных героев очень хорошо раскрываются в продуманных до мелочей диалогах, за что отдельное спасибо сценаристам и режиссеру, а также актерам, воплотивших их задумки на экране.
Не забыли создатели и об антураже. И если австралийский буш вкупе с пустыней под палящим солнцем сами по себе служат идеальным местом, чтобы изобразить мир, «сдвинувшийся с места», то за персонажей второго и третьего планов этот мир населяющих авторам стоит сказать отдельное спасибо, настолько интересно и выразительно выписаны практически все. Ни одного лишнего действующего лица, как и ни одной лишней детали, в картине Мишо просто нет.
Сюда добавляется также не менее профессиональный саундтрек Энтони Партоса, тонко прочувствовавший как настроение отдельного эпизода, так и настрой фильма в целом.
Таким образом, «Ровер» пополняет число моих любимых фильмов и одновременно становится лучшей из просмотренных мной на сегодня австралийских картин.
10 из 10
|